Top.Mail.Ru
Виджет Атом Заряд
/* Плавный скролл страницы */
/* Меню при скроле вверх показывается, при скролле вниз прячется */
Преимущества медленной зарядки
Почему медленные зарядные станции предпочтительнее для зарядки электромобилей
Автор Ирина Корягина

Электромобили на электрической батарее обычно имеют два режима зарядки: быструю и медленную. Почему производители не рекомендуют постоянно пользоваться только одним видом зарядных устройств? Чем различаются зарядные станции разного типа? Можно ли установить у себя эффективную медленную зарядку? Плюсы взвешенного подхода без спешки и экономии времени включают не только бережное отношение к АКБ электромобиля, но и возможность получать доход. Например, можно присоединиться к IT-платформе “Заряд Атома” и получать пассивный доход.
Различия между быстрой и медленной зарядкой
На первый взгляд быстрая зарядка удобнее, чем медленная. Она имеет большую мощность, поэтому восполняет ресурс аккумулятора быстрее – идеально для временной аварийной подзарядки. В долгосрочной перспективе медленная зарядка выгоднее, несмотря на то, что ее мощность ниже, а время зарядки дольше. Такую станцию удобно установить дома, чтобы использовать для подзарядки по ночам во время стоянки.

Зарядить АКБ до 80% за минимальный промежуток позволяет быстрая зарядная станция, работающая от источника постоянного тока. Как и медленная зарядка, это наружное устройство, которое подключается к внешней электросети. В ней установлен преобразователь, позволяющий на выходе получать постоянный ток высокой мощности. Затем он напрямую поступает на аккумулятор EV.

Важно: Стандартная зарядка переменного тока обеспечивает потребляемую батареей выходную мощность, но не заряжает аккумулятор напрямую. Подключение выполняется через встроенное зарядное устройству внутри электромобиля.

Медленная зарядная станция максимально приспособлена для работы от стандартного источника переменного тока. Например, устройства “Атом” позволяют настраивать мощность от 7 до 22 кВт∙ч в зависимости от модели. Соответствие параметров зарядной станции техническим характеристикам АКБ является гарантией долговечности и надежности батареи. Подключаться к сети переменного тока можно без применения промежуточных преобразующих устройств.
Технологические аспекты зарядки электромобиля

Теоретически можно пополнять заряд электрокара даже от обычной бытовой сети 220 В и 16 А, но на это потребуется 11-16 часов. Хорошая медленная зарядная станция выполнит эту работу за 4-8 часов. Для быстрой зарядки от источника переменного тока выпускаются зарядные станции в виде колонны или настенной коробки. Они подключаются к бортовому зарядному порту и подают ток высокой мощности.

Максимальную мощность и скорость зарядки дают устройства постоянного тока. Надежнее, рациональнее и экономичнее медленная зарядка переменным током, которую рекомендуют производители для регулярного использования.

Стремительная зарядка постоянным током от специальной станции занимает 10-45 минут. Подключение выполняется через порт уровня 2. Медленная зарядка происходит через порт уровня 1 от источника переменного тока. В случаях, когда необходимо восполнение мощности батареи в пути, оптимальна быстрая зарядка переменным током. Она дает средний результат и может выполняться на парковках торговых центров, автозаправках, общедоступных точках зарядных станций.
Принцип работы литиевой батареи

Суть работы литиевой батареи заключается в движении ионов лития от положительного электрода к отрицательному. При этом генерируется ток, который затем обеспечивает питание аккумулятора. Переход к отрицательному электроду – зарядка, а переход от отрицательного электрода к положительному – разрядка.

Быстрая зарядка происходит напрямую: потенциал АКБ электрокара пополняется постоянным током высокого напряжения непосредственно от источника тока. Для этого в зарядные блоки встраивают устройство преобразования тока. Благодаря этому при зарядке аккумулятора EV переменным током он сам преобразует переменный заряд в постоянный.

Самый быстрый способ пополнения заряда батареи – подача постоянного тока высокого напряжения непосредственно из зарядной станции. За счет увеличения тока и скорости движения ионов лития удается добиться быстрой зарядки, но этот процесс способствует повышенному выделению тепла. Чрезмерный нагрев может привести к необратимому повреждению аккумулятора.

Важно: Частое применение быстрой зарядки предъявляет более высокие требования к качеству и системе управления температурой аккумуляторной батареи автомобиля. Если скорость зарядки слишком высока, это усилит электротермический эффект.

Температура аккумулятора растет. Автоматически активируется система охлаждения АКБ, чтобы предотвратить выход батареи из строя. Чем больше систем задействовано, тем выше вероятность ошибки, выше расход электричества, быстрее изнашиваются узлы и системы. Медленная зарядка способна уменьшить расход энергии и продлить срок службы батареи.
Сколько времени занимает зарядка электромобиля
Аккумуляторные блоки электромобилей бывают разных размеров, поэтому оценка зависит от характеристик отдельной модели. Быстрая зарядка батареи постоянным током от 10-15% до 80% емкости занимает примерно 30–45 минут . При использовании зарядки уровня 2 скорость падает экспоненциально. Для регулярного использования рекомендуют медленную зарядку, а она у большинства EV занимает от 4 до 11 часов.

Скорость зарядки регулируется:

  • При достижении 80% зарядной емкости аккумулятора скорость зарядки снижается. Это особенно заметно при использовании быстрой зарядки. Это сделано специально. После 80% скорость принудительно ограничена.
  • Последние 20% могут занять столько же времени, сколько и первые 80%. Если для достижения 30% емкости требуется 20 минут, то для набора полных 100% емкости может потребоваться еще 20 минут.

Дело в том, что литий-ионные аккумуляторы, заряженные на 100%, быстрее выходят из строя. Индикатор состояния заряда (SoC) электромобиля может указывать на то, что он полностью заряжен, но система управления АКБ спроектирована так, чтобы оставить минимальный запас емкости для обеспечения безопасности.
Особенности зарядных станций

Сеть для обслуживания электромобилей в России постоянно растет, производители предлагают различные модели зарядных устройств. В 2024 году любой владелец может себе позволить установить собственную зарядную станцию. Разберемся, какое оборудование стоит выбрать.

Зарядка переменным током возможна через устройства быстрого или медленного типа. От источников постоянного тока питаются только быстрые зарядные станции. Они подают электричество непосредственно на аккумулятор электрокаров, минуя бортовое зарядное оборудование. Скорость процесса достигает в среднем 350 кВт. При этом возникает повышенная нагрузка АКБ.

Медленное зарядное устройство переменного тока дает ток 120 Вт и до 16 А мощности, быстрое — 240 Вт и до 80 А. Мощность станций постоянного тока может достигать 500В. Высокое напряжение и большая сила тока сокращают время восполнения заряда. Несмотря на то, что зарядка переменным током медленнее, у нее есть плюсы: доступность, легкость станций в монтаже и обслуживании, ниже расходы на электроэнергию.
Экономические вопросы

Распространению сети зарядок постоянного тока препятствует более дорогое и сложное оборудование. В России гораздо проще с экономической и юридической точки зрения подключиться к сети переменного тока. Станции медленной зарядки может установить любой человек.

На примере покупки зарядных станций “Атом” мы видим, что это обойдется в сумму 50-120 тыс. рублей (стоимость оборудования) плюс расходы на монтаж и техобслуживание. Второй пункт можно компенсировать, подключив станцию к IT-платформе “Заряд Атома”. У вас появиться дополнительный доход по зарядке EV.

Важно: “Заряд Атома” позволяют удаленно контролировать работу станции по WiFi через приложение для смартфонов.

Медленная зарядка может стать стартом для нового бизнеса в составе крупной сети прямо рядом с домом.
Плюсы быстрой и медленной зарядки
Основным преимуществом устройств быстрой зарядки остается сокращение времени подзарядки. Зарядные станции переменного тока, уступающие в скорости, имеют преимущества в доступной стоимости обустройства инфраструктуры. Дороже всего обходится быстрая зарядка постоянного тока. Но ее постоянное использование может привести к ускоренному износу аккумулятора. Замена аккумуляторной батареи – это самая затратная часть ремонта электромобилей на сегодня.

Медленная зарядка –наиболее экономичный и надежный способ пополнения ресурса АКБ. Преимущества медленной зарядки:

  • позволяет подключаться к обычной бытовой электросети (но лучше установить специальную зарядную станцию);
  • дешевле стоит, может использоваться в домашних условиях;
  • не создает повышенной нагрузки на АКБ;
  • когда электромобиль остается на месте постоянной стоянки, он может подзаряжаться в фоновом режиме;
  • стоимость ниже и зависит от бытовых тарифов на электроэнергию.

Для быстрой зарядки в пути надо найти специальную зарядную станцию. В России ведется работа по созданию сети пунктов подзарядки электромобилей, но она еще далека от завершения. Водителю надо знать места, где он может подключиться к специальному устройству. При этом важно проверить соответствие зарядного порта типу зарядки (быстрая/медленная).
Заключение

Исходя из устройства литий-ионных батарей (они используются для большинства моделей электрокаров) медленная зарядка в перспективе надежнее, экономичнее и проще, чем быстрая. Быстрый способ восстановления заряда батареи предназначен для решения текущих задач в пути, когда надо восполнить заряд для завершения поездки.
Для постоянного поддержания заряда АКБ лучше использовать медленную зарядку, как рекомендуют производители. Для того, чтобы продлить срок службы аккумулятора надо постоянно поддерживать около 20% заряда, даже если машина остается на парковке. Медленный способ подзарядки в этом случае предпочтителен, как и при постановке авто на ночь возле дома или на парковке.
Пишите нам
Получайте новые интересные
статьи на почту
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Первым делом стоит внимательно осмотреть коннектор на предмет механических повреждений: изгибов, трещин, сколов. Если выявлены незначительные дефекты, можно попытаться аккуратно их устранить с помощью подручных средств, чтобы восстановить первоначальную форму разъема.