Top.Mail.Ru
Виджет Атом Заряд
/* Плавный скролл страницы */
/* Меню при скроле вверх показывается, при скролле вниз прячется */
Щиток для электромобиля: из чего состоит и что учитывать при выборе
Автор Ирина Корягина
Системы, включающие источник тока, зарядную станцию и потребитель энергии, нуждаются в комплексной защите от различных угроз, а также мониторинге состояния и расхода электричества. В системе зарядных станций для электромобилей эти функции выполняет щиток.
Как выбрать зарядную станцию
Прежде, чем заказать у поставщика щиток для электромобиля, надо ответить для себя на ряд вопросов. Эти уточнения помогут вам в выборе устройства в зависимости от его функциональности и технических характеристик. Каждый пункт поможет выделить в богатом разнообразии моделей те, которые будут работать наиболее эффективно и безопасно.

Ключевые вопросы:
  • Для чего нужен щиток — для собственного электромобиля, для организации бизнеса, для получения дохода?
  • Какой тип зарядки вам подходит — быстрая или медленная?
  • Как часто будет использоваться зарядная точка и с какой интенсивностью?
  • Каковы характеристики электросети, к которой будет выполнено подключение?
  • Под какой тип разъемов нужны гнезда на зарядной станции?

В зависимости от ответов на эти вопросы вы сможете определить и ценовую категорию предстоящего приобретения. Наиболее доступны по цене медленные ЗС, эффективнее всего сработает супербыстрая зарядка постоянного тока, но использовать ее постоянно не рекомендуется.

Для щитков, используемых в коммерческих целях, необходимо оснащение протоколом связи OCPP 1.6. Это сокращение от названия открытой зарядной станции (Open Charge Point Protocol). Он обеспечивает двухстороннюю связь между конкретной зарядной станцией и системой управления сети. Он разработан нидерландской организацией E-Laad и позволяет управлять вашей ЗС удаленно.
Как заряжать — быстро или медленно
За 2024 год количестве транспорта на электрических двигателях в России выросло на 75%. Дальность поездок на одной зарядке достигла и превысила 500 км. С ростом сети ЗС их владельцам стали доступны не только поездки по городу (в среднем за день получается ± 100 км), но и продолжительные путешествия.

Для зарядки аккумулятора EV выпускается два основных типа зарядных станций — быстрая, позволяющая восстановить потенциал батареи от 20% до 80% за 15-40 минут (зависит от бренда, модели, года выпуска электромобиля) и медленная (5-12 часов зарядки). Между ними есть основные различия:

  • Мощность быстрых начинается от 22 кВт и выше, медленные — строго до 22 кВт.
  • Первые подключаются к сетям постоянного тока 380 В, вторые — к переменному току 220/380 В.
  • Медленная зарядка передает ток, но не преобразует его, быстрая станция DC выполняет функции балансировки, использует протокол OCPP.

Зарядные станции могут быть не только стационарными, но и мобильными. В зависимости от количества портов к ним способны одновременно подключиться от 1 до 4 электромобилей. Для регулярной подзарядки производители рекомендуют пользоваться медленной зарядкой, для восстановления потенциала в пути подходит быстрая. Постоянное применение щитков 380 В приводит к ускоренному расходу ресурса аккумуляторной батареи.
Типы портов
подключения ЗС. В зависимости от страны производства для медленных зарядок разработаны типы разъемов:
  • GB/T, GBT AC (переменный ток) – Китай;
  • Type2 — ЕС;
  • Type1 — США, Япония.

У североамериканского разъема Type1 сила тока 32 А, 5 контактов, максимальная мощность 7,4 кВт. По европейскому стандарту разъем имеет 7 контактов, может подключаться к трехфазной сети мощностью до 22 кВт и силой тока 63 А.
Стандарты портов быстрой зарядки:
  • Китай — GB/T, GBT DC (постоянный ток);
  • Европа — ССS2, CCS Combo;
  • США – Tesla;
  • Япония — Chademo (CHAdeMO).

Модели Тесла оснащаются собственными портами Tesla, но в России гораздо шире распространена продукция восточноазиатских брендов.
Где установить щиток для электромобиля
Решение, где установить щиток зарядной станции для вашего EV, зависит от ее типа и режима использования. Частную ЗС можно расположить внутри гаража. Тогда щиток будет защищен от дождя и ветра, перепадов температуры, грязи. Можно использовать пластиковые модели с защитой от пыли и влаги (IP31, IP40). В такой ситуации вам потребуется учесть необходимость защиты от перегрева устройства.

Большинство станций устанавливаются снаружи, где им потребуется щиток с высокой степенью защиты от климатических факторов (IP54). Важно обеспечить заземление системы и защиту от перегрузок. Универсальным решением можно считать использование дифференциального автомата, контролирующего нагрузку на сеть в пределах номинальных параметров. Он же защитит от утечек тока. Допустимо использование простых автоматических выключателей на 16А.

Надежным шагом станет установка специального устройства защитного отключения (УЗО). Его задача — предотвращение утечек в сети, предупреждение возгораний, защита пользователя от ударов током. Номинал устройства должен быть минимум на одну ступень выше, чем у зарядки.

Для защиты от ударов сверхтоком (высокое напряжение, возникающее, например, при грозе) используют устройства защиты от импульсных перенапряжений. УЗИП защитит сеть от скачков напряжения в пределах от 15кА до 40 кА.

Максимальное удаление щитка от основного источника тока по возможности не должно превышать 100 м. На расстоянии до 50 м допустимо использовать медные провода сечением 2,5 мм2 при силе тока до 16 А. При силе тока 25 А необходим провод сечением не менее 4 мм2, 32 А — 6 мм2, 40 А — 10 мм2. Аналогично проверяется соответствие типов креплений, розеток и других элементов мощности сети.
Доход «из розетки»
Автовладельцы привыкли, что машина – это источник не только комфорта, но и регулярных расходов, в том числе — на заправку. Не тратить на авто, а зарабатывать на нем можно не только в такси. Зарядка Electric Vehicle обходится дешевле, чем у устаревших авто с ДВС. У владельцев электромобиля на данном этапе есть возможность монетизации собственной зарядной станции.

Для получения дохода надо сделать свою ЗС общедоступной — разрешить другим электромобилистам зарядку за плату. Когда в России процесс создания широкой сети зарядок находится на самом активном этапе, вы сможете стать частью большой и перспективной команды с минимальным порогом вхождения. Поставщик оборудования, компания Заряд Атома, поможет с решением организационных моментов. При этом вы потратите не больше, чем на установку своей частной зарядной станции. Ваша точка станет элементом большой сети, имеющей постоянный поток клиентов.

Установить щиток для электромобиля можно в нескольких доступных местах: на фасаде дома, в паркинге или на парковке или в гаражном массиве. Предварительно необходимо получить разрешение на установку оборудования. На территории многоквартирного дома за это отвечает собрание жильцов или управляющая компания. Одновременно потребуется монтаж счетчика расхода электричества. Разрешение на подключение дает сетевая компания.

Установка ЗС выгодна владельцам различного мелкого и среднего бизнеса. Вскоре без щитка для электромобиля нельзя будет представить гостиницы, кафе, торговые и офисные центры, спортивные сооружения, развлекательные и образовательные объекты.
Пишите нам
Получайте новые интересные
статьи на почту
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку
персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Первым делом стоит внимательно осмотреть коннектор на предмет механических повреждений: изгибов, трещин, сколов. Если выявлены незначительные дефекты, можно попытаться аккуратно их устранить с помощью подручных средств, чтобы восстановить первоначальную форму разъема.